Диагностические тесты для факультатива "Информационная культура школьника" (6 класс). Информационная культура личности. тесты тест на тему Тест на выявление уровня информационной культуры учителей

Информационная культура педагога

Кочеток Наталья Геннадьевна

Information culture of the teacher
Кочеток Наталья Геннадьевна, учитель технологии и изобразительного искусства, Россия, Санкт-Петербург, ГБОУ СОШ № 474
Ключевые слова: информационная культура педагога, информационное общество, характеристики информационной культуры, условия формирования информационной культуры педагога.
Keywords: information culture of the teacher, information society, characteristics of information culture, the conditions of formation of information culture of the teacher.
В последние годы значительное внимание уделяется вопросам формирования информационной культуры представителей педагогического сообщества: педагогов-практиков, студентов педагогических вузов и др. Эта проблематика находит своё отражение в диссертационных исследованиях, материалах научных конференций, публикациях в профессиональной педагогической периодике.
В профессиональной деятельности педагога важное значение имеет умение и желание находить новые сведения, факты, материалы, использовать их в практической деятельности. Особенно актуально это становится сегодня, когда временные рамки обновления информации стремительно сокращаются при одновременном росте её объёмов. Информационное общество требует становления нового типа образования, при котором учёба становится неотъемлемым атрибутом всей жизни человека. Сегодня, для того, чтобы стать (и оставаться) специалистом необходимо постоянно усваивать новые знания, не ограничиваясь теми, которые получены некогда в учебном заведении . Совокупность качеств, позволяющих осуществлять эту деятельность эффективно, свидетельствует о высоком уровне информационной культуры .
Учитель должен уметь ориентироваться в непрерывно растущем информационном потоке и прививать это умение своим ученикам. И сегодня в профессиональной педагогической среде широко используются понятия «информация», «информационный» и т.п. в различных ипостасях. Вместе с тем, на наш взгляд, недостаточно чётко обозначены сущность и место информационной культуры в деятельности педагогов и в системе педагогической культуры. Информационная культура сегодня является необходимым компонентом педагогической культуры. Учитель сегодня должен быть готов к использованию новых информационных технологий, уметь в полной мере реализовать существующие информационные ресурсы, что предполагает развитие всех компонентов информационной культуры педагога. Что такое информационная культура? Какие характеристики она включает, и каковы условия ее развития? Данная статья раскрывает основные аспекты формирования информационной культуры педагога.
Под информационной культурой понимается умение целенаправленно работать с информацией (поиск, отбор, создание), использовать ее для получения, обработки и передачи средства информатизации и информационные технологии. Информационную культуру надо рассматривать как сложное системное образование, отражающую интеграцию знаний о человеке и культуре человечества.
Информационная культура педагога включает следующие характеристики:
В интеллектуальной сфере:
  • Мышление (способность анализировать информационные ресурсы и выявлять их возможности в решении задач педагогической деятельности, проявлять креативность, гибкость, критичность, системность, мобильность и оперативность мышления в ситуациях поиска, преобразования и трансформации необходимой информации);
  • Знания информационных технологий.
В мотивационной сфере:
  • Мотивация развития информационной культуры (стремление овладеть современными информационными технологиями, стремление изучать передовой опыт в области информатизации образования, нацеленность на достижение высокого уровня информационной культуры).
В волевой сфере:
  • Целенаправленность действий в информационной среде (волевое разрешение противоречий, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности, психическая устойчивость по отношению к трудностям);
  • Терпение и владение собой в ситуациях поиска информации, ее переработки в педагогических целях;
  • Настойчивость в овладении новыми информационными технологиям.
В эмоциональной сфере:
  • Способность понимать собственные эмоциональные состояния в ситуациях поиска и переработки информации (сосредоточить свое внимание на способах и путях получения информации);
  • Способность достойно переживать отсутствие результата, технические и другие помехи при работе в информационной среде;
  • Способность адекватно оценивать собственные достижения в использовании информационных технологий, свой уровень информационной культуры.
В предметно — практической сфере:
  • Способность воспроизводить и осваивать новые знания, виды, формы деятельности в информационной среде;
  • Готовность к коллективной деятельности с использованием информационных технологий;
  • Владение операционными навыками (умение работать с программным обеспечением, принимать решения, отбирать нужную информацию, вырабатывать идеи);
  • Владение навыками обработки информации;
  • Умение общаться с использованием информационных средств и технологий;
  • Умение ориентироваться в информационной среде.
В сфере саморегуляции:
Способность к рефлексии в области поиска и преобразования информации, в овладении информационными технологиями и их использовании;
Умение соотносить свою деятельность, свой уровень информационной культуры с социальным и профессиональным опытом.
Основными условиями формирования информационной культуры педагога являются:
  1. Включение педагога в проектную деятельность;
  2. Организация самостоятельной разработки педагогом различных проектов и их реализации на основе информационных технологий;
  3. Самодиагностика и самоанализ достижений в области проектной деятельности, осуществляемой на основе информационных технологий;
  4. Сотрудничество с коллегами в проектной деятельности.
Информационная культура отражает особенности профессиональной деятельности учителя: формирование информационной культуры ученика, пробуждение в нем постоянной потребности в информации и знаниях, развитие навыков правильного формирования информационного запроса, поиска, фиксации и использования полученных данных, критической их оценки и отбора.
В условиях информатизации образования общий комплекс профессионально-важных качеств, необходимых для успешности профессиональной деятельности, дополняется специфическими качествами, которые характеризуют уровень информационной культуры педагога . О. Н. Мяэотс относит к ним следующее:
Стремление:
- интерес к современным способам информационного обмена и поиск все новых путей интенсификации образовательного процесса на информационной основе;
- потребность в постоянном обновлении знаний о возможностях применения информационных технологий в профессиональной и общекультурной среде;
- профессиональная мобильность и адаптивность в информационном обществе.
Личностные качества:
- ответственность при работе с техническими средствами, сочетание личной свободы и ответственности за информационную безопасность общества и личности;
- согласованность в постановке и последовательном решении педагогических задач с использованием средств информационных технологий;
- уверенность в правильности принятия нестандартных решений.
Позиция:
- отношение к информации, объектам и явлениям в быстроменяющейся информационной среде, критическое отношение к информационному потреблению;
- стиль педагогического общения и взаимодействия с людьми внутри информационной среды, самооценка и рефлексия на уровне информационных контактов;
- утверждение нравственности и толерантности в компьютерной коммуникации».
Уровень сформированности информационной культуры учителя может быть определен по следующей совокупности критериальных показателей:
1) состояние информационного самосознания учителя (общекультурная и профессиональная эрудированность; понимание и принятие ценностей информационной деятельности; рефлективность профессиональной позиции; применение информационных образовательных ресурсов для целей самообразования; согласованность реальной деятельности с ценностями);
2) развитость информационно-технологических навыков (применение информационных технологий в решении актуальных педагогических задач; наличие гибкой системы навыков; участие в обеспечении информационного взаимодействия в образовательном учреждении);
3) творческая активность и самостоятельность (участие в проектной деятельности, создание собственных информационных продуктов; наличие авторской позиции (методики); способность осуществлять выбор и привлекать необходимые информационные ресурсы);
4) эмоциональное отношение к информационной деятельности (позитивная профессиональная самооценка; наличие интереса к информационной деятельности; удовлетворенность результатами собственной информационно-педагогической деятельности);
5) успешность и эффективность информационно-педагогической деятельности (наличие достижений в сфере информационно-педагогической деятельности; признание профессиональным сообществом; участие в совместных с другими специалистами проектах).

Литература:

  1. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В.Уленко - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. 2006. - С.10-11
  2. Зубов, Ю.С. Информатизация и информационная культура / Ю.С. Зубов // Проблемы информационной культуры: сб. статей.- М., 1994.- С. 6-11

Приложение

Анкета для определения информационной культуры педагога

Критерии Измеритель Баллы
1. Уровень ИКТ-компетентности* Базовая 1
Педагог- консультант 2
Тьютор 3
Консультант-исследователь 4
2. Повышение квалификации в области ИКТ в текущем учебном году - очно Да 1
Нет 0
3. Повышение квалификации в области ИКТ в текущем учебном году - дистанционно Да 1
Нет 0
4. Использует в образовательном процессе приобретенные ЦОР Да 1
Нет 0
5. Использует в образовательном процессе собственные ЦОР Да 2
Нет 0
6. Пополняет медиатеку ОУ собственными ЦОР Да 1
Нет 0
7. Использует ИКТ в дополнительном образовании и воспитательной работе Да 1
Нет 0
8. Использует ИКТ в управлении образованием (обработка данных, статистика, ведение электронного журнала и т.п.) Да 1
Нет 0
9. Руководит научно-исследовательской работой учащихся с использованием ИКТ (наличие проектов в сети интернет) Да 2
Нет 0
10. Использует ресурсы сети Интернет в образовательном процессе Да 1
Нет 0
11. Использует ИКТ при подготовке дидактического материала для учащихся Да 1
Нет 0
12. Число уроков, на которых реализуются возможности использования ресурсов Интернет On-Line (в режиме реального времени) (в неделю) Более одного урока 2
Один урок 1
Нет таких уроков 0
13. Число уроков, на которых проводится компьютерное тестирование (итоговое, промежуточное, тематическое) (в неделю) Три и более уроков 2
Менее трех уроков 1
Нет таких уроков 0
14. Число уроков, на которых реализуются возможности интерактивного, мультимедийного оборудования или используются цифровые лаборатории (в неделю) Пять и более уроков 2
Менее пяти уроков 1
Нет таких уроков 0
15. Участие в конкурсах, фестивалях по применению ИКТ Победитель или лауреат 3
Да 2
Нет 0
16. Выступление на МО, педсоветах, конференциях по обмену опытом применения ИКТ в воспитательно-образовательном процессе На федеральном уровне 4
На областном уровне 3
На городском уровне 2
На школьном уровне 1
Нет 0
17. Наличие печатных работ в области ИКТ
Да 2
Нет 0
18. Размещение материалов в сетевых сообществах Да 2
Нет 0
19. Наличие собственной Web- страницы
(указать URL-адрес)
3
2
Да, но материал не
обновляется
1
Нет 0
20 Наличие собственного сайта (указать URL-адрес) Да, материал обновляется не реже 1 раза в два месяца 3
Да, но материал обновляется реже 1 раза в два месяца 2
Да, но материал не
обновляется
1
Нет 0
21. Применение элементов дистанционного обучения учащихся (учебное взаимодействие по электронной почте с учащимися, находящимися на домашнем обучении, размещение пробных вариантов самостоятельных или контрольных работ, лекций или дополнительных материалов на собственных Web-страницах и т.п.) Дистанционное обучение 4
Собственные Web- страницы 3
В сети Дневник.ру 2
При помощи электронной почты 1
Нет 0

* Определяется с помощью «Сущностная характеристика уровней развития ИКТ-грамотности педагогов»
** Определяется наличием в медиатеке разработок преподавателя

Максимальное количество баллов - 43

  • Менее 14 - слабый уровень развития информационной культуры;
  • 15 - 24 - допустимый уровень развития информационной культуры;
  • 25 - 34 - достаточный уровень развития информационной культуры;
  • 35 - 43 - оптимальный уровень развития информационной культуры.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ИГРИМСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

Тесты

Составитель Волкова Л. А.

Тесты "Моя информационная культура"

Тест 1. Дополнить фразы

    Общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленой и используемой информации, ее свободой и доступностью, есть ______________________________________

    Резкое увеличение объема информации, которую должен воспринять, хранить и использовать человек в процессе своей трудовой деятельности, есть__________________________________________________________

    Важнейший вид ресурсов современного общества (наряду с материальными и энергетическими), представляющий собой документы и массивы документов в информационных системах, библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др., есть _____________________________________________________________

    Организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан на основе новых информационных технологий, есть__________________________________________________________

    Совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий, есть _____________________________________________________________

    Сведения об объектах и явлениях окружающей среды, уменьшающие имеющуюся о них степень неопределенности и неполноту знаний, есть__________________________________________________________

    Документ, сообщающий информацию, которая является изложением (описанием) результатов изучения, исследования, разработок и т.д., есть__________________________________________________________

    Документ, доведенный до всеобщего сведения посредством печати или других средств информации, есть__________________________________________________________

    Документ, не прошедший редакционно-издательскую обработку и существующий в ограниченном количестве экземпляров, есть__________________________________________________________

    Документ, являющийся результатом аналитико-синтетической переработки одного или нескольких первичных документов, есть__________________________________________________________

Тест 2. Обвести кружком номер правильного ответа

11. Ведущим (головным) учреждением в сфере производства и распространения педагогической информации является:

01 НИО "Информкультура",

02 Российская национальная библиотека,

03 Российская государственная библиотека,

04 Российская книжная палата,

05 Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского.

Тест 3. Дополнить фразы

12. Публикации по проблемам валеологии, опубликованные за последние 3-4 года, можно выявить с помощью следующих источников:_____________________________________________________

13. Выявить методические пособия для начальной школы по английскому языку, вышедшие за последние 3-4 года, можно с помощью следующих источников:_____________________________________________________

14. Сведения о книгах, статьях, методических разработках по профилю вашей деятельности за последний год, пять лет и т.д. можно получить с помощью следующих изданий:________________________________________________________

Тест 4. Обвести кружком номер правильного ответа

01 Систематический каталог,

02 Картотека заглавий произведений художественной литературы,

03 Алфавитный указатель?

16. Вам необходимо установить наличие в библиотеке журнала "Школьные технологии". Что при этом может быть вами использовано:

01 Алфавитный каталог,

02 Систематический каталог,

03 Библиографический указатель,

04 Картотека периодики?

17. С помощью какого источника можно установить заглавие книги, посвященной развитию коммуникативных способностей ребенка, если известно, что ее авторами являются Н.Е. Богуславская и Н.А. Купина:

01 Алфавитный каталог,

02 Прикнижные списки,

03 Систематический каталог,

04 Систематическая картотека статей?

18. Нужно уточнить периодическое издание, в котором была опубликована статья конкретного автора. Что при этом может быть использовано:

02 Летопись журнальных статей,

03 Летопись газетных статей,

04 Библиографический список литературы?

19. Нужно установить, какие издания романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" есть в библиотеке. Что может быть при этом использовано:

01. Алфавитный каталог,

02 Прикнижные списки,

03 Систематический каталог

04 Картотека заглавий произведений художественной литературы?

20. С помощью какого источника вы можете проверить даты жизни и деятельности организатора профессионально-технического образования в России И.А. Вышнеградского:

01 Педагогическая энциклопедия,

02 Систематический каталог,

03 Историческая энциклопедия,

04 Медицинская энциклопедия?

21. Вам необходимо подобрать литературу о творчестве Е. Замятина. С помощью, каких источников вы можете это осуществить:

01 Алфавитный каталог,

02 Систематический каталог,

03 Систематическая картотека статей,

04 Библиографические указатели,

05 Библиографическая база данных?

22. Вас интересует конкретная тема. С помощью, каких источников вы можете осуществить поиск нужных документов в конкретной библиотеке:

01 Систематический каталог,

02 Электронный каталог,

03 Алфавитный каталог,

04 Систематическая картотека статей,

05 Книжные выставки?

23. Вам необходимо подобрать литературу по теме. Что может быть использовано при поиске литературы:

01 Библиографические указатели,

02 Систематический каталог,

03 Энциклопедии,

04 Алфавитный каталог?

24. С помощью какого источника можно уточнить дату заключения Пресбургского мира (и где это произошло):

01 Систематическая картотека статей,

02 Историческая энциклопедия,

03 Библиографический указатель?

25. К вам обратились с вопросом: "Что такое "менталитет"?". С помощью какого источника вы сможете ответить на этот вопрос:

02 Словарь синонимов,

03 Словарь иностранных слов,

04 Педагогическая энциклопедия?

26. Вам необходимо выяснить, в каких значениях употребляется слово "культура". С помощью, каких источников можно ответить на этот вопрос:

01 Историческая энциклопедия,

02 Словарь синонимов,

03 Экологический словарь,

04 Педагогическая энциклопедия,

05 Большая Советская Энциклопедия?

27. Для доклада на конференции нужно уточнить значение слова "Аутэкология". С помощью какого источника это лучше сделать:

01 Большая Советская Энциклопедия,

02 Экологический словарь,

03 Словарь иностранных слов,

04 Большой Энциклопедический Словарь?

28. Вам необходимо установить наличие в библиотеке конкретной книги – "Личность и государство в исторических драмах Шекспира" (автор В.П. Комарова). Что может быть использовано вами:

01 Алфавитный каталог,

02 Систематический каталог,

03 Библиографические указатели,

04 Списки литературы,

05 Систематическая картотека статей?

Тест 5. Дополнить фразы

29. Библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются по отраслям знаний в соответствии с определенной системой библиотечно-библиографической классификации, есть___________________

30. Библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке имен или фамилий авторов или заглавий произведений печати и других документов,

31. Уточнить историческую дату целесообразнее всего можно по________________________________________________

32. Подобрать публикации в периодических и продолжающихся изданиях по конкретной теме можно по___________________________________________

Тестовое задание 6. Установить соответствие

33. Содержание запроса: Источник выполнения:

1. Установить наличие в А – Алфавитный каталог.

библиотеке книги конкретного Б -Систематический каталог.

художественного произведения. Д – Систематический каталог.

3. Подобрать литературу по конкретной Е – Картотека рецензий.

теме. Ж – Энциклопедии.

4. Установить значение слова. З - Словари.

1)_____________; 2)______________; 3)_______________; 4)______________.

Тест №7. Дополнить фразы

34. К основным видам аналитико-синтетической переработки информации относится_______________________

______________________________________________________________________________________________

35. Процесс физического уменьшения объема первичного документа при сохранении его основного смыслового

36. Преобразование содержания документов с целью их анализа, извлечение необходимых сведений, а также их

оценки, сопоставления и обобщения есть_____________________________________________________________

37. Вторичный документ (или его часть), в котором изложено в сжатой форме (основное) содержание документов по какой-либо теме, появившихся за определенный период, или сделано обобщение их содержания,

есть_______________________________________________________________

38. Вторичный документ, представляющий собой краткое изложение содержания первичного документа или его

части, включающее основные фактические сведения и факты, необходимые для первоначального ознакомления с

документом и определения целесообразности обращения к нему, есть___________________________________________________________

39. Вторичный документ, представляющий собой краткую характеристику первичного документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей,

есть_______________________________________________________________

40. Вторичный документ, представляющий собой совокупность библиографических сведений о первичном документе, приведенных по установленным правилам и предназначенных для его идентификации и общей характеристики, есть_______________________________________________________________

41. Публикация в виде подборки извлечений из конкретного текста, отобранных и сгруппированных так, чтобы дать

определенное представление о данном тексте, есть_____________________________________________________________

42. Элемент аппарата издания, в сжатой форме излагающий суть работы или выводы из нее (часто на иностранном языке), есть_______________________________________________________________

43. Издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для усвоения и изучения, и рассчитанные на учащихся разного возраста и степени обучения в условиях определенной системы образования, есть_____________________________________________________________

44. Существуют следующие виды учебных изданий_______________________________________________________

Тест 8. Обвести кружком номер правильного ответа

45. К учебно-программным изданиям относятся:

01 Тематический план,

02 Учебный справочник,

03 Альбомы,

04 Учебный план,

05 Учебник.

46. К учебно-теоретическим изданиям относятся:

01 Учебник,

02 Сборник упражнений,

03 Учебный толковый словарь,

04 Учебное пособие.

47. К учебно-практическим изданиям относятся:

01 Сборник задач,

02 Сборник иностранных текстов,

03 Учебный терминологический словарь,

04 Практикум,

05 Учебная программа.

48. К учебно-методическим изданиям относятся:

01 Сборник контрольных заданий,

03 Конспект лекций,

04 Учебно-вспомогательные библиографические пособия,

05 Учебные пособия по курсу.

49. К учебно-справочным изданиям относятся:

01 Учебно-терминологический словарь,

02 Библиографические справочники,

03 Атласы,

04 Сборник планов семинарских занятий,

05 Тематический план.

50. К учебно-наглядным изданиям относятся:

01 Учебный толковый словарь,

02 Сборник упражнений,

03 Альбомы,

04 Атласы,

05 Учебный план

Тест 9. Установить соответствие

51. Виды учебных изданий: Примеры изданий:

А –Практикум.

1. Учебно-программные. Б – Учебное пособие.

2. Учебно-теоретические. В – Учебник.

3. Учебно-практические. Г – Тематический план.

4. Учебно-методические. Д - Учебная программа.

5. Учебно-справочные. Е – Учебный

6. Учебно-наглядные. терминологический словарь.

Ж – Альбомы.

З – Атласы.

И – Сборник упражнений.

К – Сборник описаний

лабораторных работ.

Л – Учебный справочник.

М – Методические

курса.

1)___________; 2)____________; 3)_______________; 4)_______________;

5)___________; 6)____________.

Тест 10. Дополнить фразы

52. Существуют следующие виды научных документов________________________________________________________

53. Научное издание в виде книги или брошюры, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам, есть___________________________________________________

54. Научный документ, содержащий основные положения доклада или сообщения, подготовленный для научной конференции, симпозиума, семинара, есть____________________________________________________________

55. Научный труд, представленный к защите на соискание ученой, есть__________________________________________

56. Дословная выдержка из текста какого-либо произведения, есть___________________________________________________________

Тест 11. Обвести кружком номер правильного ответа

57. В состав тезисов входят следующие элементы:

01 Заглавие,

02 Иллюстрации,

03 Список литературы,

04 Выводы,

05 Цель работы,

06 Разъяснения, примеры, аргументация,

58. Структура реферата-экстракта включает:

02. Текст реферата,

04 Дополнительные сведения,

05 Ключевые слова.

59. Структура аннотации включает:

01 Библиографическое описание,

02 Текст аннотации,

03 Классификационные индексы,

04 Дополнительные сведения,

05 Ключевые слова.

60. Основными чертами научного стиля являются:

01 Структурированность,

02 Логичность,

03 Отвлеченность,

04 Целостность,

05 Избыточность,

06 Точность,

07 Безэмоциональность,

08 Членимость.

61. Основными свойствами научного текста являются:

01 Структурированность,

02 Логичность,

03 Обобщенность,

04 Безэмоциональность,

05 Избыточность,

06 Точность,

07 Связность,

08 Отвлеченность.

Тест 12. Дополнительные фразы

62. Укажите вид вторичного документа, для которого характерны следующие признаки: "Кратко излагает основные аргументы, основные данные и выводы первичного документа; концентрирует содержание первичного документа за счет включения фактографических данных"__________________________________________________________________

63. Укажите вид вторичного документа, для которого характерны следующие признаки: "Помимо сведений справочного характера дает оценку первичного документа и рекомендации по его использованию; для характеристики содержания используются цитаты, занимательные вопросы, прием неоконченного рассказа и т.п."___________________________________________________________________________________________________

64. Укажите вид вторичного документа, для которого характерны следующие признаки: "Содержит сведения справочного характера без оценки первичного документа; обладает специфическим способом изложения: строгость, безэмоциональность, широкое использование возвратных глаголов либо аналогичных им причастий"_____________________________________________________________________________________________

65. Устойчивые словесные обороты, своего рода словесное клише, штампы, позволяющие различать отдельные аспекты содержания в тексте, есть__________________________________________________________________________________

66. Характеристические слова или словосочетания, однозначно определяющие тот или иной аспект содержания,

есть­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____________________________________________________________________________________________________

67. Относительно самостоятельная часть текста, обладающая смысловым единством,

68. Устойчивые словесные обороты, характеризующие последовательность изложения содержания, акцентирующие внимание читателя на отдельных фрагментах текста, есть______________________________________________________

69. Слова, указывающие на связь маркированного предложения с предыдущим или последующим,

есть____________________________________________________________________________________________________

70. Извлечение, вытяжка из первичного документа наиболее ценных в смысловом отношении фрагментов текста,

есть____________________________________________________________________________________________________

71. Основными видами формальных текстовых признаков являются:_____________________________________________

72. Вторичный документ, полученный путем извлечения из текста первичного документа наиболее важных в смысловом отношении предложений, обладающих формальными текстовыми признаками, есть________________________________

73. В ходе редактирования реферата-экстракта используются следующие операции:_______________________________________________________________________________________________

74. Вторичный документ, характеризующий первичный документ с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей без оценки и рекомендаций по его использованию, есть____________________________________________________________________________________________________

75. Вторичный документ, не только характеризующий первичный документ с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей без оценки и рекомендаций по его использованию, есть_________________________

76. В качестве дополнительных источников информации при составлении рекомендательной аннотации используются____________________________________________________________________________________________

Тест 13. Установить соответствие

77. Вид вторичного документа: Объекты свертывания:

1. Справочная аннотация. А – Научные издания.

2. Реферат-экстракт. Б – Учебные издания.

Г – Справочные издания.

Д – Детские издания.

Е – Научно - популярные

издания.

Ж – Литературно-

художественные

издания.

1)______________; 2)_______________; 3)_________________.

78. Вид формального текстового Формальный текстовый

признака: признак:

1. Маркер. А – Известно, что…

2. Индикатор. Б - …вышеназванный…

3. Коннектор В – Огромную значимость

приобретают вопросы…

Г – Важно заметить, что…

Д – В МГУ разработан…

Е – Обратимся к…

Ж - …может найти

применение для…

З - …этот…

вопрос о…

К - …нижеперечисленные…

1)_________________; 2)_________________; 3)___________________.

Тест 14. Дополнить фразы

79. Существуют следующие виды учебных текстов_______________________

80. Учебно-программное издание, нормативный документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее части, раздела), есть___________________________________

81. В качестве элементов учебной программы выступают_________________

Тест 15. Обвести кружком номер ответа, характеризующий ваше умение работать на компьютере

82. Умею пользоваться тестовыми процессорами (в том числе осуществлять ввод, редактирование, оформление, копирование, сохранение текстовой информации, печать документа):

01 В совершенстве,

02 Частично,

03 Не умею.

83. Умею пользоваться графическими процессорами (в том числе осуществлять построение и коррекцию графических изображений, составление компьютерной мультипликации, оформительские работы):

01 В совершенстве,

02 Частично,

03 Не умею.

84. Умею пользоваться табличными процессорами (в том числе осуществлять ввод, редактирование и оформление табличных данных, вычисления в таблицах, вывод таблиц на печать):

01 В совершенстве,

02 Частично,

03 Не умею.

85. Умею осуществлять поиск документов в базе данных (в том числе осуществлять выбор нужной базы данных, представлять содержание запроса в формализованном виде, применять различные логические функции, пользоваться меню, опцией "Помощь"):

01 В совершенстве,

02 Частично,

03 Не умею.

86. Умею осуществлять передачу документированной информации на расстояние с помощью электронной почты (в том числе осуществлять подготовку, отправку и получение электронных сообщений):

01 В совершенстве,

02 Частично,

03 Не умею.

87. Умею получать информацию из удаленной базы данных (в том числе осуществлять выбор поискового сервера, представлять содержание запроса в формализованном виде, использовать специализированные средства поиска):

01 В совершенстве,

02 Частично,

03 Не умею.

Тест 16. Дополнить фразы

88. нелинейная компьютерная форма представления информации, характеризующаяся связей и ссылок между фрагментами текста, есть_______________________________________________________________

89. Всемирное сообщество разнообразных компьютерных сетей мира, есть_______________________________________________________________

90. Компьютерная совокупность текстов, графики, речи, аудио, музыки, мультипликации и т.п., есть__________________________________________

91. Целенаправленный процесс взаимодействия преподавателя и обучаемого, основанный на использовании новых информационных технологий и осуществляемый на расстоянии от образовательного учреждения, есть_______________________________________________________________

92. Автоматизированное средство обучения, реализующее в диалоговом режиме алгоритм обучения по той или иной дисциплине или одному из ее разделов, есть______________________________________________________

93. Тип автоматизированных информационных ресурсов, представляющих собой организованную совокупность однотипных записей в машиночитаемой форме, есть________________________________________________________

94. Информационные технологии, базирующиеся на использовании персональных компьютеров и средств телекоммуникации, есть_______________________________________________________________

95. Существуют следующие типы прикладных программных продуктов, используемых при создании электронных документов________________________________________________________

96. Существуют следующие типы автоматизированных информационных ресурсов:__________________________________________________________

97. В качестве основных услуг Internet по обмену информацией выступают:________________________________________________________

98. В зависимости от формы представленной информации существуют следующие типы баз данных:_________________________________________

Тест 17.Обвести кружком номер правильного ответа

99. К поисковым системам общего назначения в русскоязычной части Интернет относятся:

01 Yandex,

02 Alta Vista,

03 Rambler,

04 Hot Bot/

100. К поисковым системам общего назначения в зарубежной части Интернет относятся:

01 Yahoo,

02 Alta Vista,

03 Rambler,

04 Hot Bot,

05 Yandex.

101. Из приведенных адресов Web – сайтов является:

01 http. www. home. com,

02 http:\\ www. home. com,

03 http:// home. gov,

04 http: www/ home. ru,

05 http : // gpntb . ru .

102. В предложенном списке укажите URL :

01 http:// www. specialist. ru,

02 www. Mikrosoft. com.

03 alxey@chat. ru,

04 ftp ://ftp. cdrom. com,

05 http.

103. Для отправки электронного письма адресату необходимо знать:

01 его домашний адрес,

02 его номер телефона,

03 адрес его электронной почты,

04 IP – адрес компьютера адресата,

05 пароль сервера адресата.

104. WWW – сокращениеот:

01 Word wrap work bench,

02 Word by word web,

03 World wide web,

04 Windows win world,

05 World windows wire.

105. Из приведенных адресов E – mail правильным является:

03 gleb @mur ,

106. Для получения файла с FTP - сервера необходимо знать:

01 имя FTP – сервера,

02 размер файла,

03 путь к файлу,

04 свой E – mail адрес,

Ключи к тестам

Тест 1

1 – информационное сообщество.

2 – информационный взрыв.

3 – информационные ресурсы.

4 – информатизация.

5 – информационная культура.

6 – информация.

7 – первичный документ.

10 – вторичный документ.

Тест 2

11 – (05) Государственная научная педагогическая библиотека им. Ушинского.

Тест 3

12 – летопись журнальных статей, летопись газетных статей, книжная летопись, электронный каталог, систематический каталог.

13 – книжная летопись.

14 – книжная летопись, летопись журнальных статей, летопись газетных статей.

Тест 4

15 – (02) картотека заглавий произведений художественной литературы.

16 – (04) картотека периодики.

17 – (01) алфавитный каталог.

18 – (02) летопись журнальных статей.

19 – (01) алфавитный каталог.

20 – (01) педагогическая энциклопедия.

21 – (01) алфавитный каталог.

(03) систематическая картотека статей.

22 – (01) систематический каталог.

(02) электронный каталог.

(04) систематическая картотека статей.

23 – (01) Библиографические указатели

(02) систематический каталог.

24 -(02) историческая энциклопедия

25 – (03) словарь иностранных слов

26 – (02) словарь синонимов

(05) Большая Советская Энциклопедия.

27 – (02) экологический словарь

28 – (01) алфавитный каталог.

Тест 5

29 – систематический каталог.

30 - алфавитный каталог.

31 - историческая энциклопедия

32 - летопись журнальных статей.

Тест 6

33 – 1 ) А. 2 ) Г. 3 ) Б, В, Д. 4 ) Ж, З.

Тест 7

34 – библиографическое описание, индексирование (выделение ключевых слов), аннотирование, реферирование, составление обзоров.

35 – свертывание информации.

36 – аналитико-синтетическая переработка документов.

37 – обзор.

38 – реферат.

39 – аннотация.

40 – библиографическое описание.

41 – дайджест.

42 – резюме.

43 – учебное издание.

44 – учебно-программные,

Учебно-теоретическое,

Учебно-практическая,

Учебно-методическое,

Учебно-справочное,

Учебно-наглядные.

Тест 8

45 – (01) тематический план,

(04) учебный план.

46 – (01) учебник,

(05) учебное пособие.

47 – (01) сборник задач,

(02) сборник иностранных текстов,

(04) практикум.

49 – (01) учебный терминологический словарь.

50 – (03) альбомы,

(04) атласы.

Тест 9

51 – 1 ) Г, Д. 2 ) Б, В. 3 ) А, И, К. 4 ) М. 5 ) Л, Е. 6 ) Ж, З.

Тест 10

52 – монография, диссертация, научная статья, отчет, тезисы.

53 – монография.

54 – тезисы.

55 – диссертация.

56 – цитата.

Тест 11

57 – (01) заглавие,

(04) выводы

(05) цель работы.

58 – (01) библиографическое описание,

(02) текст реферата,

(04) дополнительные сведения.

59 – (01) библиографическое описание,

(02) текст аннотации.

60 – (02) логичность,

(03) отвлеченность,

(06) точность,

(07) безэмоциональность.

61 – (01) структурированность,

(05) избыточность,

(07) связность.

Тест 12

62 – реферат.

64 – справочная аннотация.

65 – формальные текстовые признаки.

66 – маркеры.

67 – аспекты содержания.

68 – индикаторы.

69 – конвекторы.

70 – экстрагирование.

71 – маркеры, индикаторы, коннекторы.

72 – реферат-экстракт.

73 – замещение, опущение, совмещение.

74 – справочная аннотация.

76 – рецензии, критические статьи, критико-биографические, исторические и историко-культурные работы, справочные издания.

Тест 13

77 – 1 ) А, Б, Г. 2 ) В. 3 ) Д, Е, Ж.

78 – 1 ) А, В, Д, Ж. 2 ) И, Г, Е. 3 ) Б, З, К.

Тест 14

79 – теоретико-познавательные, инструментально - практические, основные, дополнительные.

80 – учебная программа.

81 – обложка, титульный лист, оборот титульного листа, содержание, введение, тематический план, содержание курса, список литературы, перечень ключевых слов.

Тест 15

82-87 – один из трех предложенных вариантов ответа.

Тест 16

87 – гипертекст.

88 – Internet

89 – мультимедиа.

90 – дистанционное обучение.

91 – обучающая программа.

92 – база данных

93 – новые информационные технологии.

95 – текстовые процессоры, табличные процессоры, графические процессоры, универсальные интегрированные программные системы.

96 – базы данных, базы знаний, электронные издания, гипертексты, мультимедиа

97 – электронная почта, телеконференции, передача файлов, почтовые списки.

98 – документографические, фактографические, лексикографические, полнотекстовые.

Тест 17

99 – (01) Yandex,

(03) Rambler.

100 – (01) Yahoo,

(02) Alta Vista,

(04) Hot Bot.

101 – (05) .

102 – (01) ,

(02) .

103 – (03) адрес его электронной почты.

104 – (03) Word wide web.

105 – (03) .

106 – (01) имя FTP -сервера,

(03) путь к файлу,

(05) login и пароль подключения к серверу.

В рассмотрении сущности информационной культуры педагога ученые выделяют в качестве основных структурных элементов этого явления когнитивный (знания и умения в области информатизации и компьютеризации), процессуальный (информационные технологии), технический (возможности компьютера), аксиологический (ценности, направленность на работу с информацией), психологический (готовность и способности), профессионально-деятельностный (связь информационной деятельности с профессией).

Основное внимание уделяется первым трем элементам - когнитивному, процессуальному и техническому. Имеются достаточно представительные перечни элементов знаний и умений, необходимых педагогу для овладения информационной культурой. Что касается психологического аспекта, то он исследован в меньшей степени. Поэтому в своем исследовании мы поставили перед собой задачу изучить именно этот аспект, чтобы дополнить сущностное представление об информационной культуре педагога. Наша позиция заключается в следующем.

Информационную культуру педагога необходимо рассматривать как сложное системное образование, отражающее интеграцию знаний о человеке и культуре человечества; информационная культура отражает уровень развития социума, национальную, экономическую, экологическую, техническую и другие стороны развития общества. Информационная культура взаимосвязана с другими видами культур.

Современный педагог, обладающий информационной культурой, открыто демонстрирует собственный опыт, свое информационное поведение ученикам. В этом проявляется не только открытость как универсальная черта современного гражданина, члена общества, но и педагогическая функция, функция социализации, когда опыт информационного поведения передается другим поколениям вместе со знанием информационных технологий, отношением к ценностям в информационной среде и др. Данная направленность как характерная черта педагога отражает еще одну особенность информационной культуры педагога. Педагог не может не обращаться при изучении вместе с учащимися каких-либо явлений, событий, процессов и фактов и использовании при этом добытой в Интернете информации или информации, переработанной из литературных источников на основе информационных технологий, к таким вопросам, которые отражают его собственное информационное поведение: можно ли улучшить вариант презентации материала? кто из учащихся может предложить другой способ презентации? не встречал ли кто из учеников в Интернете еще какую-либо информацию, имеющую отношение к рассматриваемой теме? не хотел бы кто-то найти дополнительную информацию к следующему уроку? и т. д.

Таким образом, информационная культура педагога отличается четкой направленностью на использование информационных технологий в своей профессиональной деятельности со следующими целями:

  • - применение методов и приемов обучения с использованием современных компьютерных программных продуктов, их демонстраций;
  • - организация учебно-познавательной деятельности учащихся с применением информационных технологий;
  • - реализация эмоционально-ценностного компонента содержания образования с помощью демонстрации возможностей информационной образовательной среды в получении и переработке, трансформации и хранении информации (увеличение объема информации, ее наглядность, оперативность ее получения из различных источников и пр.);
  • - установление за счет собственного информационного поведения более тесного контакта и взаимопонимания с учащимися и коллегами, что способствует усилению педагогического воздействия;
  • - повышение не только уровня собственной профессиональной деятельности, но и качества обучения, воспитания и развития учащихся;
  • - создание условий для развития у учащихся потребности в применении информационных технологий на практике.

От педагога требуются дополнительные способности. У педагога должна быть развита особая интуиция, чтобы определить наиболее удачный с точки зрения восприятия учениками вариант презентации найденного материала, особая чувствительность должна быть и по отношению к источникам - например, какой источник использовать самому, а какие иметь в виду, предлагая поиски учащимся? Эти и другие особенности показывают, что у педагога должны быть интегрированы разные способности - технические, информационные, педагогические, методические, психологические. При этом синтез данных способностей должен обеспечить успешность действий педагога с тем, чтобы успешными оказались действия учеников. Называя различные способности, которые необходимы педагогу, мы тем самым обращаем внимание на психологические особенности человека, отвечающие за его информационную культуру, на важность изучения данного аспекта, открывающего дополнительное направление в формировании и развитии информационной культуры педагога.

Представим наше видение сущности психологического компонента информационной культуры педагога с опорой на концепцию индивидуальности человека, разработанную профессором О. С. Гребенюком.

Обращение к данной концепции продиктовано тем, что она отражает интегрированную характеристику психических возможностей человека, благодаря которым он впитывает социальный опыт и формирует собственный уровень человеческой культуры. Индивидуальность человека характеризует развитие таких психических сфер, как мотивационная, интеллектуальная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная и сфера саморегуляции. Каждая сфера, в свою очередь, включает характеристику психических свойств и качеств, психических функций человека, отличающихся по уровню развития у всех людей. Индивидуальность как понятие находится в диалектическом единстве с понятием личности человека. Взаимосвязь этих понятий отражает механизм социализации человека: усвоение накопленного человечеством опыта невозможно вне психической деятельности. Поэтому развитие культуры требует развития индивидуальности человека. На наш взгляд, рассмотрение информационной культуры с точки зрения индивидуальности человека позволит сложить более дифференцированную характеристику этого вида культуры и указать внутренние факторы ее развития.

Информационная культура, должна включать достаточно высокие уровни развития таких свойств и качеств психики и личности человека, которые придают профессиональной деятельности педагога отличительные качественные характеристики (меняют индивидуальный стиль деятельности, развивают компетентность педагога, повышают его авторитет у учащихся и коллег и т. д.).

Опираясь на сущностное представление о культуре и эмпирические данные, полученные в более чем 200 мероприятиях типа научно-методических конференций, научно-практических школ, тренингов и др., осуществленных в рамках проектной деятельности, мы представляем информационную культуру педагога как характеристику индивидуальности и личности в единстве. педагог образование информационный культура

Характеристики сфер индивидуальности педагога отражают психологические составляющие его информационной культуры. Значение выделенных характеристик - в том, что они указывают на внутренние факторы становления информационной культуры, на критерии оценки информационной культуры, на возможности саморазвития (самосовершенствования) информационной культуры.

Обобщая наше видение информационной культуры педагога, отметим:

  • - сущность данного явления выражается не только в наличии у специалиста знаний и умений в области компьютеризации и информатизации, в его компьютерной грамотности и умении реализовывать ее в педагогической деятельности, но и в наличии специальных методических умений, позволяющих гибко, вариативно использовать знание информационных технологий и получаемую информацию для организации учебно-познавательной деятельности учащихся, для формирования их информационной культуры в педагогическом процессе;
  • - как сложное явление информационная культура педагога может быть представлена следующими компонентами: информационно-содержательным, психологическим (личностным), деятельностным, которые включают как уже сложившиеся в науке и практике представления о знаниях и умениях, способностях и качествах специалиста в рамках информационной культуры, так и новые, специфичные для педагога.

Культура - это сложноорганизованный комплекс развивающихся знаковых систем, предназначенных для хранения и трансляции социального опыта, комплекс «надбиологических» внегенетических программ человеческой жизнедеятельности. Знаковой системой, закрепляющей и передающей социальный опыт, может стать функционирование субъектов поведения, общения и деятельности. Педагог, демонстрирующий ученику способы и приемы работы, образцы поведения и отношения к жизни, обретает функцию знаковой системы, транслирующей программы поведения, общения и деятельности. Следовательно, мы можем рассматривать педагога как часть особой системы информационных кодов (культуры), обеспечивающей воспроизводство и развитие общества.

Информационной культуры (ИК) педагога должно предусматривать использование проектно-рефлексивного подхода, который отражает несколько идей:

  • 1) развитие информационной культуры педагога возможно только в деятельности, требующей от педагога интеграции его компьютерной компетентности с педагогической компетентностью;
  • 2) не всякая деятельность может способствовать развитию информационной культуры педагога. К деятельности, обладающей такой возможностью, мы относим проектную деятельность, выполняемую педагогом с применением информационных технологий. Результатом такой деятельности выступает, с одной стороны, авторское решение определенной педагогической задачи (например, блочно-модульная организация изучения темы), а с другой стороны, результат проектной деятельности заключается в повышении качества образования обучающихся, в развитии информационной культуры обучающихся и самого педагога;
  • 3) формирование ИК педагога требует развития рефлексивных процессов, которые выступают системообразующим фактором развития психологического, деятельностного и информационного компонентов ИК, оказывая воздействие на способности педагога интегрировать названные аспекты в своей профессиональной деятельности;
  • 4) развитие рефлексии как основы формирования ИК требует специальной работы педагога по анализу собственной проектной деятельности, выполненной с применением информационных технологий. Анализ должен осуществляться по двум направлениям:
    • - выявление психических состояний, которые возникали у самого педагога;
    • - выявление психических состояний обучающихся.

Для педагога важно выяснить собственные психические состояния в ходе информационной деятельности по созданию проекта и в процессе его реализации в обучении и воспитании обучающихся. Это позволит почувствовать психические состояния, которые могут возникать у обучающихся при ознакомлении с результатами проектной деятельности педагога. Второе направление анализа важно осуществить для того, чтобы максимально приблизиться к уровню восприятия, переработки, осмысления, оценки обучающимися предлагаемой информации и способов ее трансформации в презентацию. Важность этого анализа и в том, что он позволяет учесть особенности информационной культуры обучающихся для организации учебно-познавательной деятельности и одновременно с этим развития их информационной культуры;

5) реализация проектно-рефлексивного подхода обеспечит развитие информационной культуры педагога, если будет предусматривать целенаправленную деятельность по ее формированию, развитию и саморазвитию у самого педагога, а также, если педагог будет заниматься специально формированием и развитием информационной культуры обучающихся.

Как показывает практика, педагоги редко отслеживают в процессе работы свои реакции, состояния, ощущения, хотя это также является следствием их взаимодействия с обучающимися. По мнению С.А. Циттель, педагогическая деятельность рефлексивна по своей природе. В связи с этим принципиальное значение имеет развитие у студентов, преподавателей вузов и учителей информационно-педагогической рефлексии, воспитание потребности в ней.

Известно, что обучающиеся далеко не всегда способны самостоятельно вычленять в учебной деятельности различные ситуации, требующие рефлексивного осмысления. Они должны быть выделены педагогом и даны обучающимся как особые задачи, требующие от них специфической мыслительной деятельности. Как видим, педагог должен обладать соответствующими умениями.

Таким образом, бучения педагогов рефлексивной деятельности при использовании информационных технологий для составления учебных проектов, для проектирования собственной деятельности в процессе обучения. Вместе с этим актуальной становится проблема разработки и включения в методическую систему обучения педагогов проектно-рефлексивной деятельности системы специальных задач и заданий. С одной стороны, задач, отражающих специфику учебного предмета (в том числе и такого предмета, который является не самоцелью, а дополнением к основным общеобразовательным дисциплинам, - это информационные технологии). И с другой, таких, решение которых требует различных видов и форм рефлексии.

Для развития информационной культуры педагога на основе проектно-рефлексивного подхода важным является положение о том, что воздействие на педагогическую практику должно иметь два вектора:

  • 1) преобразование рефлексии педагога-практика (результатом такого преобразования должно стать появление умения педагога выделять способы действий, затрагивающие реальное изменение обучающихся, их способностей, механизмов сознания);
  • 2) изменение самих способов действия педагога-практика через его рефлексию прошлого опыта, осознания ограничений прежних способов работы.

Безусловно, первое и второе направления изменений связаны друг с другом. Меняя рефлексию и осознание своего собственного действия, человек очень часто меняет характер построения действия. Но это, как правило, происходит в тех случаях, когда человек в рефлексии выделяет способ своего действия.

Итак, кратко проектно-рефлексивный подход к формированию информационной культуры педагога обладает, свойством усиливать педагогическую и психологическую основу процесса профессиональной подготовки, что способствует развитию не только знаний и умений в области информационной деятельности, но и развитию способностей (рефлексировать, предвосхищать, обеспечивать понимание информации и др.), необходимых для эффективного использования информационных технологий в педагогической деятельности.

Приложение № 1.4

Тесты для диагностики уровня информационной культуры школьника

6 класса.

Педагог-библиотекарь

Пилипейко Наталья Петровна

1) . Как вы считаете? (выберите 1вариант ответа)

Общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью, есть:

1. общество новых информационных технологий

2. информационное общество

3. компьютеризированное общество

2). Как вы считаете? (выберите 1вариант ответа)

Совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий, есть:

1. библиотечно-библиографическая культура

2. компьютерная грамотность

3. информационная культура

4. информационная грамотность

3). Исключите неверные правила поведения в библиотеке ?

1. Соблюдать тишину

2. Громко разговаривать по мобильному телефону.

3. Выбирать книги на стеллажах аккуратно и бережно.

4.При пользовании книгой в читальном зале, разрешается делать пометки и загибать страницы.

4). Объясните, что является материальным носителем с зафиксированной информацией, который можно хранить и передавать во времени?

(Правильный ответ: документ)

5). Как вы считаете? (выберите 1вариант ответа)

Комплекс web-страниц, предназначенных для обмена сообщениями с возможностью их классификации по темам и сохранения их для последующего использования, называется:

1. Форумом

2. чатом

3. сайтом

6) По каким поисковым элементам, вы будете осуществлять адресный поиск (выберите 1 вариант ответа) :

2.Тема книги.

3. Год издания.

7) Как вы считаете? (выберите верные варианты ответа) )Библиографическое описание документа состоит из:

2. Заглавия книги (статьи).

4. Выходных данных.

7 а. Сделайте Библиографическое описание книги/статьи.

(каждому выдается книга/статья в газете (журнале))

8). Подобрать книги по теме заданного вам реферата можно с помощью…?

Объсните, почему.

(систематического каталога).

9). Как вы считаете? (выберите 1вариант ответа) При поиске необходимой информации,слова, несущие в тексте наибольшую смысловую нагрузку, называются:

1. ключевые слова.

2. метафоры.

3. синонимы.

10). Как вы будете осуществлять поиск информации о древних библиотеках?

Напишите ответ с объяснениями.

(Посещение районной библиотеки для работы с каталогом.

С помощью Интернета)

11). Как вы считаете? (выберите 1вариант ответа )

Известный первопечатник в Русском государстве это:

1. Иоганн Гуттенберг

2. Тимофей Невежа.

3. Иван Федоров

12). Как вы считаете? (выберите 1вариант ответа )

Дословная выдержка из текста какого-либо документа, есть:

1. тезисы

2. дайджест

3. цитата

13). Что подразумевается под периодическими изданиями?

Объясните свой ответ.

1.Журналы

2.Книги

3.Статьи

14). Как вы считаете? (выберите 1вариант ответа ) С помощью энциклопедии можно

1. Получить полную информацию о необходимой теме.

2 . Краткую справку

15). Как вы считаете? (выберите 1вариант ответа ) Систематизированный перечень разделов, подразделов, характеризующий содержание, логику и композицию подготовленного вами пересказа, реферата, доклада и т.п., это:

1. план

2. обзор